После развала СССР мусульмане, проживающие на его территории, столкнулись с таким относительно новым для них явлением как раскол по религиозным вопросам. Всплеск псевдорелигиозных догм, носители которых своими взглядами раскалывают умму, обвиняя в неверии всех несогласных с ними – вызвал настоящий шок среди верующих. Мусульмане постсоветского пространства оказались не готовы к этому.
Однако это явление, которые в мире получило название «хариджизм», возникло не в последние годы. Зачатки его проявились ещё во времена сподвижников Пророка (мир ему и благословение), которых хариджиты также обвиняли в неверии. Задумайтесь над этим фактом!
Для того чтобы успешно противостоять этому губительному для Ислама явлению, следует изучить опыт, накопленный сподвижниками, развенчавших все неправомерные обвинения хариджитов и показав их глубокое заблуждение в вопросах веры.
Ибн Касир в книге «аль-Бидая» писал, что после событий при Сыффине, видя, как проливается кровь мусульман, противоборствующие стороны – Али и Муавии – решили пойти на соглашение. С обеих сторон решили выбрать по одному человеку для вынесения решения, которое бы остановило конфликт и принесло всеобщее благо для мусульман. Со стороны Муавии был выбран Амр бин Ас, сторонников Али представлял Абу Муса аль-Ашари. В итоге, с вынесенным этими судьями решением должны были согласиться обе стороны. Во избежание недоразумений договор было решено утвердить письменно.
Договорённость начиналась со слов:
«Данная договорённость подтверждена Али бин Абу Талибом – правителем верующих».
هذا ما قاضى عليه علي بن أبي طالب أمير المؤمنين
Амру ибн Ас, сторонник Муавии, увидев эти строки, сказал: «Напишите просто его имя и имя его отца. Он ваш правитель, а не наш». На что Али (да будет доволен им Аллах) согласился и приказал убрать титул и написать просто его имя и имя его отца.
После этого, когда Али (да будет доволен им Аллах) со своими сторонниками направился в Куфу, вблизи неё около 12 000 людей, не согласных с созданием третейского суда, отделились от него и остановились в местности Харура (см. аль-Бидая ва Нихая, 7- й том, стр. 265-267, издательство «Даруль кутубиль ильмияти»).От Али они стали требовать раскаяния и отказа от третейского суда. Они считали неверным решение Али доверить вынесение решения людям, тогда как есть Коран – книга, в которой изложены все решения. Доводом своей правоты они приводили 40-й аят из суры «Юсуф», общий смысл которого: «Решение принадлежит только Аллаху».
Среди них не было ни одного сподвижника Пророка (мир ему и благословение). Их количество увеличивалось за счёт бедуинов пустыни, и по названию данной местности этих людей стали называть «харуриты», хотя основное их название было «хавариджи».
Если говорить о причинах их появления, то можно сказать, что это поверхностный подход к священным текстам и невежество бедуинов пустыни. Своими умозаключениями они принесли очень много бед и пролили много крови.
Байхаки в «Сунануль Кубра» (8/179) приводит диспут Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) – человека, который прошёл школу Пророка (мир ему и благословение) с этими хавариджами. Этот диспут Ибн Хаджар Хайтами в книге «Муджмау Заваид» относит к Табарани и имаму Ахмаду в «Муснаде» и говорит, что передатчики его достоверные.
Также на это указал Хафиз Ибн Касир – в книге «аль-Бидая ва аль-Нихая» (7/282), Ибн Асир– «Камиль», Ибн Аммад аль-Ханбали – «Шазарат».
Из этого диспута можно извлечь для себя много уроков, он упрощает процесс понимания тех событий, с которыми мы, мусульмане, сегодня сталкиваемся. Проанализировав данный диспут, мы увидим, что сегодня история повторяется, поменялись лишь герои, время и место.
От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Узнав о том, что харуриты собираются выйти с войной против Али, люди стали приходить к нему и сообщать ему об этом. На что Али говорил: “Оставьте их, пусть выходят, я не буду сражаться с ними, пока они первыми не начнут сражаться, как они это и сделают”»
دعهم حتى يخرجوا فإني لا أقاتلهم حتى يقاتلوني وسوف يفـعلون
В один из дней я сказал Али (да будет доволен им Аллах): «О правитель правоверных, я пойду к этим людям и поговорю с ними!»
«Я боюсь за тебя», – ответил Али (да будет доволен им Аллах).
«Не нужно за меня бояться, все будет хорошо, иншааллах, я с уважением отнесусь к ним и никому не наврежу»,– ответил я и, одев самую лучшую свою одежду из йеменской ткани, направился к ним. К полудню я пришёл к ним, и не видел людей, более проявляющих усердие, чем они: их руки из-за усердного поклонения были подобны верблюжьим коленям, на их лбах были отметины от многочисленных суджудов. На них были надеты чисто выстиранные рубахи, лица от ночного бодрствования выглядели измождёнными.
Увидев меня, они сказали: «Приветствуем тебя, о Ибн Аббас, что тебя привело к нам? И что это за красивая одежда на тебе?» (Говоря об одежде, они хотели упрекнуть в том, что я поддался искушениям этого мира).
«Меня привела та причина, что Вы кидаете упрёки и проявляете недовольство в адрес Али (да будет доволен им Аллах). Относительно моего наряда скажу, что я видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение) даже в более красивом наряде, чем этот. И было ниспослано Всевышним Аллахом откровение Пророку (мир ему и благословение) (смысл): «Скажи, кто запрещает использовать красоту от Аллаха, которую Он сотворил для своих рабов?»
قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللَّهِ الَتِي أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالطَّيِّبَاتِ مِنَ الرِّزْق
Услышав неопровержимый ответ Ибн Аббаса, они снова спросили: «Зачем пришёл?»
«Я пришёл к Вам от сподвижников Пророка (мир ему и благословение) и от самого зятя Посланника Аллаха (мир ему и благословение). В их присутствии ниспосылались откровения и поэтому они лучше знают и понимают их смыслы. А среди Вас нет никого из них».
Один из присутствующих сказал: «Не ведите дискуссию с ним, так как он из числа курайшитов, о которых Всевышний Аллах сказал: “Это народ, который любит поспорить”» (сура «Зухруф», 43/58).
بَلْ هُمْ قَوْمٌ خَصِمُونَ
(В действительности, этот аят был ниспослан в отношении мекканских многобожников, которые спорили и не принимали истину, как бы им её не доказывали).
Двое или трое из них сказали: «Пусть говорит!», и я тогда спросил: «Расскажите, какой упрёк у Вас есть в адрес двоюродного брата Пророка (мир ему и благословение), его зятя и человека, первым уверовавшего в него, и в рядах которого находятся сподвижники Пророка (мир ему и благословение)?»
Они ответили: «Мы предъявляем ему три обвинения».
«И что это за обвинения?» – спросил я.
«Он для вынесения решений прибегает к мнению людей – третейскому суду, тогда как Аллах в Священном Коране говорит: “Решение принадлежит только Аллаху”» (см. сура «Юсуф», аят 40).
إِنِ الحُكْمُ إِلاَّ لِلَّهِ
Разве после этих слов Аллаха есть место решению людей?»
«Что ещё?» – спросил я.
«Он сражался с людьми, но не брал пленных и трофеи. Ведь, если те, кто с ним сражались были кафирами, то ему было дозволено их имущество. А если они были верующими, то тогда было запретным проливать их кровь».
«Что ещё?» – спросил я.
«Он стёр написанный титул “Правитель правоверных”. Так ведь, если он не правитель правоверных, то получается, что он правитель кафиров!»
(О причине, почему он стёр свой титул «правитель верующих» с листка договора мы писали выше).
«Есть другие претензии?» – поинтересовался я.
«Нам и этих претензий предостаточно», – ответили они.
«Если я в доказательство вашей неправоты приведу аяты Корана и расскажу сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вы откажетесь от своих претензий?» – спросил я.
«Да, откажемся», – ответили они.
«Относительно вашего упрёка, что в религии Аллаха Али прибегнул к решению людей, то на это отвечу словами Всевышнего Аллаха. Аллах в Коране говорит (смысл): “О верующие, Вы не убивайте дичь будучи в состоянии ихрама. Если кто-нибудь из вас убьёт её преднамеренно, то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил. Выносят решение о ней (о жертвенной скотине) двое справедливых мужей из вас…” (сура «Маида», 5/95)».
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لاَ تَقْتُلُوا الصَّيْدَ وَأَنْتُمْ حُرُمٌ))، إلى قوله: ((يَحْكُمُ بِهِ ذَوَا عَدْلٍ مِّنكُمْ))
Также касательно взаимоотношений жены и мужа Аллах Всевышний в Коране сказал (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними, то для решения спора отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи…» (сура «Ниса», 4/35).
وَإِنْ خِفْتُمْ شِقَاقَ بَيْنِهِمَا فَابْعَثُوا حَكَماً مِّنْ أَهْلِهِ وَحَكَماً مِّنْ أَهْلِهَا
Я умоляю Вас, ради Аллаха, скажите мне,что важнее – решение людей, которое призываетк сохранению жизни и прекращению кровопролития или решение людей насчёт кролика, цена которого ¼ дирхама, или решение людей в разборе семейных разногласий? И вы знаете, что Всевышний мог и сам, не поручая людям, вынести решение!
Они ответили: «Клянемся Аллахом, решение в вопросе сохранения жизни и улаживания отношений между людьми более важное».
«Так вы отказываетесь от первого обвинения?» – спросил я.
«Да, отказываемся!»– ответили они.
«Что касается Ваших обвинений в адрес Али в том, что он, сразившись с Муавией, не брал наложниц, не брал в плен и не собирал трофеи, то на это я бы хотел спросить: «Вы хотите оскорбить мать правоверных Аишу (Аиша была на стороне Муавии)? Или вы считаете, что её можно взять в наложницы, как берут других женщин? Если вы это имеете ввиду, то Вы стали кафирами и впали в неверие! Если же Вы её отказываетесь называть матерью правоверных, то и тогда вы впадаете в неверие и отреклись от Ислама, так как Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «Пророк больше заботится о верующих людях, чем они сами осебе, и его жены являются матерями правоверных» (сура «Ахзаб», 33/6).
النَّبِيُّ أَوْلَى بِالْمُؤْمِنِينَ مِنْ أَنفُسِهِمْ وَأَزْوَاجُهُ أُمَّهَاتُهُمْ
Вы колеблетесь между двумя заблуждениями. Какое из этих двух вы выбираете? Теперь Вы отказываетесь от вышеупомянутой претензии к Али?»
Они посмотрели друг на друга и сказали: «Да, отказываемся».
Что касается недовольства,что он стёр титул «Правитель правоверных», я скажу то, с чем все вы согласитесь. Поистине, когда Посланник Аллаха призвал курайшитов в день худайбии подписать письменный договор, он, обратившись к Али, сказал: «Пиши: «Это решение Мухаммада Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Представители курайшитов сказали: «Если бы мы знали, что ты Посланник Аллаха, то не воевали бы с тобой, поэтому пиши: «решение Мухаммада бин Абдуллаха», на что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Аллахом, я являюсь Посланником Аллаха (мир ему и благословение), даже если вы не признаёте этого, о Али, напиши: «это решение Мухаммада бин Абдуллаха». Посланник Аллаха был лучше и превосходнее Али, но и его не вывело из числа пророков то, что он повелел не писать «Посланник Аллаха (мир ему и благословение)». Вы отказываетесь теперь от своего заблуждения?»
Они ответили: «Да, отказываемся», и в тот день отказались от своих претензий две тысячи человек.
Уроки и выводы:
Из этого эпизода можно извлечь различные уроки и много пользы. Все выводы извлечь невозможно, пусть читатель сам поразмыслит и сделает для себя необходимые, мы же расскажем о некоторых из них.
1) Неправильное понимание священных текстов
Из приведённого диалога Ибн Аббаса мы видим, насколько примитивно и достаточно узкое мышление его оппонентов. Обратите внимание, по какой причине хавариджи вынесли праведному Халифу Али (да будет доволен им Аллах) решение о вероотступничестве? По причине того, что он прибег к третейскому суду. «Он для вынесения решений прибегает к мнению людей – третейскому суду, тогда как Аллах в Священном Коране говорит: “Решение принадлежит только Аллаху”» (см. сура «Юсуф», аят 40). Разве после этих слов Аллаха есть место решению людей?», сказали они Ибн Аббасу. Но в действительности оказалось, что есть и другие аяты, на которые основывался Али при соглашении на третейский суд, о котором не знали хавариджи.
Сегодня, псевдосалафиты, потомки тех хавариджей используют тот же самый метод. Из-за своей узости понимания основ Ислама, вынося какое – либо решение, в довод своей правоты приводят определенные аяты Корана или хадисы Посланнка Аллаха (мир ему и благословение), не взирая или не зная о присутствии других.
Основных причин их заблуждений можно назвать две:
1) Поверхностный подход к священным текстам, цитирование без контекста, т.е. без размышлений о том, с какой целью говорил Всевышний определенные решения, записанные на страницах Корана. И это приводит к отклонению от правильного понимания Ислама.
2) Они берут определённый довод, невзирая на другие. Они стали выносить решение, ссылаясь на один довод из священного текста, и стали выносить решение по своему умозаключению, не зная, что есть другие тексты для разъяснения этого же вопроса. И именно по этой причине заставил хавариджей замолчать Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), так как он приводил остальные доводы этой же самой темы и они не могли что-то сказать против.
Имам Шатыби пишет в своей книге: «Основа заблуждения находится в незнании того, какую цель держит шариат при определённом решении» (см «аль-Иътисам», 2/182).
2) Стремление к единству мусульман
Данный вывод мы можем сделать из слов Али, который сказал, когда люди стали приходить к нему и сообщать ему об этом: «Оставьте их, пусть выходят, я не буду сражаться с ними, пока они первыми не начнут этого делать». Али боялся раскола между мусульманами и ослабевания их мощи, поэтому не разрешал начинать военные действия.
Стремление к единству прослеживается и в позиции Ибн Аббаса, который сам отправился к хавариджам объяснить им истину и снять с их сердец вкравшиеся сомнения.
Вот так должны относиться к вопросу единства и мусульмане сегодня: все силы тратить на противодействие тому, что ослабляет силу мусульман, стремиться к единству.
А как этого добиться? Сегодня на устах каждого мусульманина: «Мы братья, мы должны быть едиными, нам нельзя разделяться». Но как эти слова воплотить в жизнь? Что сделать, чтобы эти слова не оставались на устах?
Единство мусульман – это требование Шариата. Значит, и для того, чтобы придти к единству, мы должны искать способы в шариате.То есть мы должны ссылаться на правильное понимание Корана и сунны Пророка (мир ему и благословение). Именно это и приведёт нас к единству, ведь Коран у нас один и сунна у нас одна. Вот это и есть путь к единству! К этому и прибёг Ибн Аббас. Ибн Аббас, намереваясь их поставить на правильный путь и призвать к единству, сказал: «Если я в подтверждениевашей неправоты приведу аяты Корана и расскажу сунну Посланника Аллаха, Вы откажетесь от своих претензий?» Значит, путь к единению – Коран и сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение). До этих слов он произнёс ещё слова с очень глубоким смыслом: «Я пришёл к вам от сподвижников Пророка и от самого зятя Посланника Аллаха (мир ему и благословение). В их присутствии ниспосылались откровения и поэтому они лучше знают и понимают их смыслы. А среди вас нет никого из них». Аллаху Акбар! Ибн Аббас здесь указал на очень важный момент: понимание Корана и сунны должно быть не по своим умозаключениям, не по чьим- то переводам, а по пониманию салафусалихов.
Всевышний Аллах говорит в священном Коране (смысл): «Вы держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь!»
وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعاً وَلاَ تَفَرَّقُوا
Шатыби, разъясняя этот аят, пишет:
«Этот аят разъясняет, что объединение возможно, если держаться за одну вервь. Если же каждая группа будет держаться за свою вервь, то разделения не избежать. Именно об этом говорит Всевышний Аллах в священном Коране (смысл): «Поистине, это мой прямой путь. Вы следуйте за ним и не следуйте за разными путями, иначе вы разделитесь» (см. «аль-Иътисам», 2/92).
وَأَنَّ هَذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيماً فَاتَّبِعُوهُ وَلاَ تَتَّبِعُوا السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَن سَبِيلِهِ
Материал: Ибаргим Ибрагимов
Комментариев нет:
Отправить комментарий