четверг, 28 августа 2014 г.

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ СТАРОЙ ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЫ

Даже после покорения Казани местные жители твердо держались своих обычаев, языка и веры. В Татарской слободе существовали тайные молельные дома, а в отдаленных татарских деревнях сохранились мечети. В 1593 году по доносу казанского архиепископа царь Федор Ионович издал указ о разрушении всех мусульманских мечетей и медресе на завоеванных землях. При этом, если хотя бы несколько дворов в селении принимали христианство, некрещеных от них отселяли и обкладывали дополнительными налогами.
Политика насильственной христианизации особенно обострилась в годы правления в Казанской епархии Луки Конашевича (1738-1755 гг.). Когда меры экономического принуждения не дали желаемого результата, Конашевич попытался прибегнуть к мерам военного характера: наподобие нового завоевания татарской части Казани. В 1741 году толпа фанатиков с солдатами и священниками во главе по наущению Луки Конашевича ворвалась в Татарскую слободу и устроила дикий погром. Сжигали деревянные дома, у каменных домов вышибали окна и двери, избивали мужчин, насиловали женщин, не щадили даже маленьких детей. Разрушали молельные дома, сжигали религиозные книги, пойманных татар загоняли в ледяную воду для насильственного крещения.
Но насилие рождает отпор. По свидетельству татарского ученого-просветителя Каюма Насыри слобожане с дубинами в руках дружно выступили против насильников. Их возглавил местный житель Иштиряк-абыз. Между жителями Татарской слободы и напавшими произошло несколько серьезных стычек, после чего погромщики вынуждены были отступить. Обозленный Лука Конашевич распорядился, во что бы то ни стало поймать и казнить Иштиряк-абыза. Но слобожане спрятали его и не выдали насильникам.
В 1742 году в Казани случился сильный пожар. Он начался в здании духовной семинарии, затем перекинулся на архиерейский дом в Кремле. Сгорели православный собор, несколько церквей и почти половина всех зданий города. Поскольку Татарская слобода не пострадала от огня, вину за пожар свалили на татар. И вот на основе доноса Конашевича императрица Елизавета Петровна, только что взошедшая на престол, подписала указ о разрушении всех мечетей на территории Казанской губернии. По этому указу было разрушено 418 мечетей из 536 существовавших в Казанском крае.
Правда, результаты этой политики были довольно мизерными. Так, в Татарской слободе хитростями и угрозами удалось склонить к принятию христианства всего шесть татарских семей. Но это дало основание для строительства в Татарской слободе иеркви. В селах солдаты, по приказу все того же Луки Конашевича, грабили крестьян, насиловали женщин, забирали скот, обкладывали людей новыми непосильными налогами, - все это делалось для того, чтобы вынудить татар принять христианство. Однако чаше всего дело кончалось тем, что крестьяне снимались с насиженных мест и уходили на восток.
С тех далеких времен в памяти татарского народа Лука Конашевич остался заклятым врагом и насильником, прозванным Аксак Каратуном, то есть Хромым Черноризцем.
                                                                                                     ИСТОЧНИК.

Комментариев нет:

Отправить комментарий