Обращение к православному деятелю Александру Дворкину по следам его выступлений
Александр Леонидович, несомненно, Вам известно, что ваши лекции об Исламе, вызывают неоднозначную, а порой и бурную реакцию в мусульманской среде. Особенно это заметно в среде исламской молодежи, которая активно посещая различные интернет ресурсы участвует в обсуждениях темы ислама и межконфессиональных отношений.
Особенно бурную реакцию вызвало ваше последнее выступление в Архангельске перед студенческой аудиторией, чему свидетельствуют многочисленные отзывы и обсуждения в блогах.
Особое внимание к вашим высказываниям вызвано тем, что вы, являясь действующим религиозным служителем православия, удостоенный ряда церковных наград от Русской православной церкви, занимая должность председателя Экспертного совета по проведению религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, позволяете себе занимать столь неоднозначную позицию в отношении мировой религии, которой является Ислам.
Ваша позиция, изложенная в материале «История Ислама от православного сектоведа», в отношении истории Ислама и деятельности нашего пророка, мир ему, лишена всякой объективности, что является недопустимым с учетом ваших должностных обязанностей, и не корректным с учетом того, что вы являетесь служителем другой религии. Ваши утверждения, как православного деятеля в отношении нашей религии не только не корректны, но по своему изложению является оскорбительными для миллионов мусульман, веками совместно проживающих с православными в рамках единой страны.
В своем выступлении вы приводили доводы, идущие вразрез с официальной историей Ислама, где утверждаете, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллаха и приветствует, вопреки общепринятой концепции, не был неграмотным, а также, что Мекка - священный город для всех мусульман — не соответствует реальному географическому расположению, описанному в Коране.
Более того вы также утверждаете, что многие мусульманские обычаи являются на самом деле обычаями других религий и заимствованы пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, с конкретными целями, которые вы не раскрываете.
Также в отношении мусульман в Иерусалиме Вы приводите слова западного епископа Аркульфа, которые, фактический, наносят оскорбление мусульманам, представляя их в неблаговидном уничижительном положении: «они там себе поставили на Храмовой горе какой-то там сарай, который они называют домом молитвы, и на который смешно смотреть, потому что он там наполовину... вот-вот может обрушиться, какой-то ужасно некрасивый» и т.п. В целом весь лейтмотив вашей лекции, на наш взгляд, проходит в духе попытки разоблачения и критики ислама.
Также в своем выступлении Вы позволили себе высказывания в отношении посланника Аллаха, называя его «смазливым приказчиком», что также рассматривается мусульманами, как одна из форм попытки уничижения достоинства этого великого человека. Ваша неуместная ирония, граничащая с бестактностью, приводится также в словах, якобы адресованных его жене Айше, где вы иронизируя отмечаете: «умел человек делать комплименты, ничего не скажешь».
Также вы цинично дезинформируете своих слушателей, говоря, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллаха и приветствует, имел успех только благодаря его призыву «грабить караваны, насильно обращать людей в новую веру и все это будет заслуженная добыча».
В отношении откровений пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Вы приводите, фактический, оскорбительные для мусульман, варианты их появления от неких «византийских отцов», но озвучиваете на всеуслышание именно Вы, говоря:
— либо Мухаммед страдал какой-то болезнью, и это были болезненные видения;
— либо это была бесовская одержимость;
— либо он был таким своего рода сочинителем, который придумал это;
Более того Вы добавляете от себя, что «возможны варианты из всех трех, возможны сочетания».
В завершение Вашей лекции Вы указываете также на источник своих «открытий» — на британского писателя в жанре ужасов Тома Холланда, автора скандального фильма «Ислам: нерассказанная история», получившего огромное количество отрицательных отзывов в исламском мире и подвергшегося резкой критике со стороны исламоведов за недостоверность изложения. В ответ на выход этого фильма Исламская образовательная и исследовательская академия (iERA) даже выпустила специальный пресс-релиз, в котором в девяти подробных пунктах изложены исторические неточности работы Холланда.
Несмотря на это, Вы предлагаете студентам и вашим слушателям эту ложную, недостоверную интерпретацию Ислама, допуская при этом личные язвительные комментарии относительно пророка Мухаммада и описания его жизнедеятельности. Таким образом, Вы, будучи официальным представителем одной из христианских конфессий, допускаете некорректную критику ислама, формируя, таким образом, у своих слушателей негативное предвзятое отношение к нашей мировой религии.
Исходя из всего вышеизложенного, прошу Вас дать Ваши разъяснения относительно изложенных от вашего имени некорректных, по сути своей оскорбительных высказываний относительно нашей религии, описания жизни и деятельности пророка Мухаммада, да благословит его Аллаха и приветствует, опубликованных в материале под заголовком «История Ислама от православного сектоведа».
Сопредседатель Совета муфтиев России,
Председатель, Главный муфтий ДУМАЧР
шейх Нафигулла хаджи АШИРОВ
Автор: Нафигулла Аширов
Источник: golosislama.ru
21.03.2013, 17:20
Ответ господина Дворкина
Уважаемый Нафигулла-Хазрат!
Настоящим сообщаю Вам, что автор статьи, из которой Вы и российские мусульмане узнали о прочитанной мною в Архангельском Северном Арктическом университете лекции (и которую Вы почти дословно цитируете в Вашем послании), грубо исказил мою позицию и выдернул ряд моих высказываний из контекста, очевидно с целью вызвать скандал и обострить отношения между православными и мусульманами нашей страны. Надеюсь, после моих нижеследующих пояснений все недоразумения развеются.
Прежде всего, хочу сообщить Вам, что я – светский специалист и не являюсь священнослужителем Русской Православной Церкви, равно как не выступаю в роли ее представителя. Во-вторых, прочитанная мною в САФУ лекция, никоим образом не касалась моей сектоведческой деятельности. Я читал ее в качестве историка-специалиста по истории христианской Церкви. Я с большим уважением отношусь к традиционным религиям нашей страны и, в частности, к исламу – религии многих россиян – моих соотечественников. Целый ряд российских мусульман известен в истории нашей страны незабываемыми подвигами и свершениями. В течение сотен лет, православные и мусульмане жили в России в мире и согласии, являя собой пример добрососедских отношений и религиозной терпимости. Эту свою позицию я неоднократно публично озвучивал.
Я не читаю лекции об исламе и, соответственно они не могли вызывать ни бурной, ни неоднозначной реакции у мусульманской молодежи. Мои публичные лекции посвящены либо тоталитарным сектам, либо истории христианской Церкви. Первые неоднократно получали высокую оценку от исламских религиозных деятелей (в том числе от Вас). Подобные лекции я читал и для мусульманских аудиторий. Также мне достаточно часто доводилось консультировать как мусульманских религиозных деятелей, так и журналистов и рядовых мусульман по вопросам сект. Много раз я помогал исламским семьям, утратившим близких и родных в сектах, и в каждом из этих случаев я сталкивался с их искренней благодарностью за помощь.
Лекция, прочитанная мною в САФУ, касалась интерпретации определенных исторических событий на стыке поздней античности и средневековья, в частности, ранней истории ислама. Как я сам сообщил на лекции, изложенная мною точка зрения была результатом исследований и размышлений целого ряда авторитетных британских историков. Их выводы были суммированы в недавно опубликованной книге известного историка Тома Холланда (Holland Том, "In the Shadow of the Sword - The battle for Global Empire and the End of the Ancient World", London 2012), вышедшей в авторитетном британском издательстве Little, Brown и за год выдержавшей три издания (некий господин Степанов, провокационно привлекший внимание к этой прочитанной мною в камерном формате лекции, вообще ничего не знал про книгу, но лишь упомянул некий, не имеющий никакого отношения к моей лекции, фильм). Эта книга, на которую я и сослался, весьма обстоятельна: ее объем около 530 страниц, из которых почти сто страниц занимают примечания и сноски на источники и научную литературу. Более того, Том Холланд обильно цитирует Коран и привлекает внимание читателей к смыслам, заложенным в этом священном для мусульман тексте. Также и я в ходе лекции, многократно зачитывал слушателям отрывки из Корана, что послужило для многих из них первым контактом с этой книгой.
В силу специфики моих профессиональных интересов, всякая новая научная литература, критически исследующая различные религиозные традиции, будь то ислам или христианство, которое я исповедую, привлекает мое внимание и является предметом для обсуждения на моих лекциях, часто читаемых для ограниченной аудитории и относительно немноголюдных, как, например и лекция в САФУ. И также совершенно очевидно, что позиция обсуждаемого того или иного автора может не совпадать с моей личной позицией.
Безусловно, изложенная мною точка зрения Тома Холланда может не совпадать с рядом положений из устоявшейся картины того времени, но наука никогда не стоит на месте и новые интерпретации событий дают пищу для ума и воображения. Именно поэтому мне показалось интересным познакомить архангелогородских студентов с результатами исследований британских ученых. Я буду рад, если прошедшая лекция породит научную дискуссию, что может позволить тем же студентам и преподавателям САФУ ознакомиться с различными точками зрения и различными системами аргументаций. Думаю, что мусульманским теологам крайне важно было бы ознакомиться с исследованием Холланда и сформулировать на него ответ. В противном случае, многие озвученные им вопросы останутся висеть в воздухе. Надеюсь, благодаря моей лекции внимание российских мусульман было привлечено к вышедшей книге, и они смогут ответить на нее столь же достойно, как и специалисты по истории и богословию христианства отвечали на критические исследования ранней христианской истории.
Поскольку лекция была прочитана мною не для специализированной аудитории, а для людей, мало знакомых с материалом, я читал ее в легком, разговорном тоне, что дает возможность не утрачивать внимания слушателей. Ни в коей мере я не хотел обидеть исповедующих ислам людей или оскорбить их религиозные чувства. Если такое все же произошло, это меня весьма и весьма огорчает.
Вместе с тем, я не могу также не огорчиться из-за той резкой, а зачастую и экстремистской реакции, которую я увидел на некоторых исламских сайтах, где грубые оскорбления в мой адрес перемежаются с неприкрытыми угрозами. Несомненно, во многом это является результатом тенденциозного и искаженного изложения моей лекции упомянутым выше Александром Степановым, доселе никому неизвестным (и фактически анонимного). Он-то и спровоцировал данный скандал, явно добиваясь усиления межрелигиозной напряженности. Сам почерк его поступков указывает на одну тоталитарную секту, от которой страдают в равной степени представители обеих наших религий. Подозреваю, что и самые экстремистские высказывания на сайтах были написаны не настоящими мусульманами, а подставными лицами из этой же самой секты. Цель у них одна – спровоцировать межрелигиозную рознь, чтобы наше внимание было отвлечено от подлинных проблем.
Уважаемый Нафигулла-Хазрат! Думаю, есть много недобрых сил, желающих посеять рознь между православными и мусульманами нашей страны, чтобы на фоне этой розни вырасти и укрепить свои позиции. Они действуют по принципу «разделяй и властвуй». Сейчас мы столкнулись именно с такой ситуацией. Надеюсь, мы сможем проявить достаточно мудрости и выдержки, чтобы не поддаться на очевидную провокацию наших общих врагов, стремящихся сделать все возможное, чтобы натравить нас друг на друга и помешать нашему созидательному труду.
Еще раз выражаю свои искренние сожаления в связи с тем, что намеренно искаженная интерпретация моих слов могла смутить или обидеть верующих мусульман нашей страны.
С уважением,
А. Л. Дворкин, доктор философии, кандидат богословия, профессор ПСТГУ
ИСТОЧНИК.
Александр Леонидович, несомненно, Вам известно, что ваши лекции об Исламе, вызывают неоднозначную, а порой и бурную реакцию в мусульманской среде. Особенно это заметно в среде исламской молодежи, которая активно посещая различные интернет ресурсы участвует в обсуждениях темы ислама и межконфессиональных отношений.
Особенно бурную реакцию вызвало ваше последнее выступление в Архангельске перед студенческой аудиторией, чему свидетельствуют многочисленные отзывы и обсуждения в блогах.
Особое внимание к вашим высказываниям вызвано тем, что вы, являясь действующим религиозным служителем православия, удостоенный ряда церковных наград от Русской православной церкви, занимая должность председателя Экспертного совета по проведению религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, позволяете себе занимать столь неоднозначную позицию в отношении мировой религии, которой является Ислам.
Ваша позиция, изложенная в материале «История Ислама от православного сектоведа», в отношении истории Ислама и деятельности нашего пророка, мир ему, лишена всякой объективности, что является недопустимым с учетом ваших должностных обязанностей, и не корректным с учетом того, что вы являетесь служителем другой религии. Ваши утверждения, как православного деятеля в отношении нашей религии не только не корректны, но по своему изложению является оскорбительными для миллионов мусульман, веками совместно проживающих с православными в рамках единой страны.
В своем выступлении вы приводили доводы, идущие вразрез с официальной историей Ислама, где утверждаете, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллаха и приветствует, вопреки общепринятой концепции, не был неграмотным, а также, что Мекка - священный город для всех мусульман — не соответствует реальному географическому расположению, описанному в Коране.
Более того вы также утверждаете, что многие мусульманские обычаи являются на самом деле обычаями других религий и заимствованы пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, с конкретными целями, которые вы не раскрываете.
Также в отношении мусульман в Иерусалиме Вы приводите слова западного епископа Аркульфа, которые, фактический, наносят оскорбление мусульманам, представляя их в неблаговидном уничижительном положении: «они там себе поставили на Храмовой горе какой-то там сарай, который они называют домом молитвы, и на который смешно смотреть, потому что он там наполовину... вот-вот может обрушиться, какой-то ужасно некрасивый» и т.п. В целом весь лейтмотив вашей лекции, на наш взгляд, проходит в духе попытки разоблачения и критики ислама.
Также в своем выступлении Вы позволили себе высказывания в отношении посланника Аллаха, называя его «смазливым приказчиком», что также рассматривается мусульманами, как одна из форм попытки уничижения достоинства этого великого человека. Ваша неуместная ирония, граничащая с бестактностью, приводится также в словах, якобы адресованных его жене Айше, где вы иронизируя отмечаете: «умел человек делать комплименты, ничего не скажешь».
Также вы цинично дезинформируете своих слушателей, говоря, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллаха и приветствует, имел успех только благодаря его призыву «грабить караваны, насильно обращать людей в новую веру и все это будет заслуженная добыча».
В отношении откровений пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Вы приводите, фактический, оскорбительные для мусульман, варианты их появления от неких «византийских отцов», но озвучиваете на всеуслышание именно Вы, говоря:
— либо Мухаммед страдал какой-то болезнью, и это были болезненные видения;
— либо это была бесовская одержимость;
— либо он был таким своего рода сочинителем, который придумал это;
Более того Вы добавляете от себя, что «возможны варианты из всех трех, возможны сочетания».
В завершение Вашей лекции Вы указываете также на источник своих «открытий» — на британского писателя в жанре ужасов Тома Холланда, автора скандального фильма «Ислам: нерассказанная история», получившего огромное количество отрицательных отзывов в исламском мире и подвергшегося резкой критике со стороны исламоведов за недостоверность изложения. В ответ на выход этого фильма Исламская образовательная и исследовательская академия (iERA) даже выпустила специальный пресс-релиз, в котором в девяти подробных пунктах изложены исторические неточности работы Холланда.
Несмотря на это, Вы предлагаете студентам и вашим слушателям эту ложную, недостоверную интерпретацию Ислама, допуская при этом личные язвительные комментарии относительно пророка Мухаммада и описания его жизнедеятельности. Таким образом, Вы, будучи официальным представителем одной из христианских конфессий, допускаете некорректную критику ислама, формируя, таким образом, у своих слушателей негативное предвзятое отношение к нашей мировой религии.
Исходя из всего вышеизложенного, прошу Вас дать Ваши разъяснения относительно изложенных от вашего имени некорректных, по сути своей оскорбительных высказываний относительно нашей религии, описания жизни и деятельности пророка Мухаммада, да благословит его Аллаха и приветствует, опубликованных в материале под заголовком «История Ислама от православного сектоведа».
Сопредседатель Совета муфтиев России,
Председатель, Главный муфтий ДУМАЧР
шейх Нафигулла хаджи АШИРОВ
Автор: Нафигулла Аширов
Источник: golosislama.ru
21.03.2013, 17:20
Ответ господина Дворкина
Уважаемый Нафигулла-Хазрат!
Настоящим сообщаю Вам, что автор статьи, из которой Вы и российские мусульмане узнали о прочитанной мною в Архангельском Северном Арктическом университете лекции (и которую Вы почти дословно цитируете в Вашем послании), грубо исказил мою позицию и выдернул ряд моих высказываний из контекста, очевидно с целью вызвать скандал и обострить отношения между православными и мусульманами нашей страны. Надеюсь, после моих нижеследующих пояснений все недоразумения развеются.
Прежде всего, хочу сообщить Вам, что я – светский специалист и не являюсь священнослужителем Русской Православной Церкви, равно как не выступаю в роли ее представителя. Во-вторых, прочитанная мною в САФУ лекция, никоим образом не касалась моей сектоведческой деятельности. Я читал ее в качестве историка-специалиста по истории христианской Церкви. Я с большим уважением отношусь к традиционным религиям нашей страны и, в частности, к исламу – религии многих россиян – моих соотечественников. Целый ряд российских мусульман известен в истории нашей страны незабываемыми подвигами и свершениями. В течение сотен лет, православные и мусульмане жили в России в мире и согласии, являя собой пример добрососедских отношений и религиозной терпимости. Эту свою позицию я неоднократно публично озвучивал.
Я не читаю лекции об исламе и, соответственно они не могли вызывать ни бурной, ни неоднозначной реакции у мусульманской молодежи. Мои публичные лекции посвящены либо тоталитарным сектам, либо истории христианской Церкви. Первые неоднократно получали высокую оценку от исламских религиозных деятелей (в том числе от Вас). Подобные лекции я читал и для мусульманских аудиторий. Также мне достаточно часто доводилось консультировать как мусульманских религиозных деятелей, так и журналистов и рядовых мусульман по вопросам сект. Много раз я помогал исламским семьям, утратившим близких и родных в сектах, и в каждом из этих случаев я сталкивался с их искренней благодарностью за помощь.
Лекция, прочитанная мною в САФУ, касалась интерпретации определенных исторических событий на стыке поздней античности и средневековья, в частности, ранней истории ислама. Как я сам сообщил на лекции, изложенная мною точка зрения была результатом исследований и размышлений целого ряда авторитетных британских историков. Их выводы были суммированы в недавно опубликованной книге известного историка Тома Холланда (Holland Том, "In the Shadow of the Sword - The battle for Global Empire and the End of the Ancient World", London 2012), вышедшей в авторитетном британском издательстве Little, Brown и за год выдержавшей три издания (некий господин Степанов, провокационно привлекший внимание к этой прочитанной мною в камерном формате лекции, вообще ничего не знал про книгу, но лишь упомянул некий, не имеющий никакого отношения к моей лекции, фильм). Эта книга, на которую я и сослался, весьма обстоятельна: ее объем около 530 страниц, из которых почти сто страниц занимают примечания и сноски на источники и научную литературу. Более того, Том Холланд обильно цитирует Коран и привлекает внимание читателей к смыслам, заложенным в этом священном для мусульман тексте. Также и я в ходе лекции, многократно зачитывал слушателям отрывки из Корана, что послужило для многих из них первым контактом с этой книгой.
В силу специфики моих профессиональных интересов, всякая новая научная литература, критически исследующая различные религиозные традиции, будь то ислам или христианство, которое я исповедую, привлекает мое внимание и является предметом для обсуждения на моих лекциях, часто читаемых для ограниченной аудитории и относительно немноголюдных, как, например и лекция в САФУ. И также совершенно очевидно, что позиция обсуждаемого того или иного автора может не совпадать с моей личной позицией.
Безусловно, изложенная мною точка зрения Тома Холланда может не совпадать с рядом положений из устоявшейся картины того времени, но наука никогда не стоит на месте и новые интерпретации событий дают пищу для ума и воображения. Именно поэтому мне показалось интересным познакомить архангелогородских студентов с результатами исследований британских ученых. Я буду рад, если прошедшая лекция породит научную дискуссию, что может позволить тем же студентам и преподавателям САФУ ознакомиться с различными точками зрения и различными системами аргументаций. Думаю, что мусульманским теологам крайне важно было бы ознакомиться с исследованием Холланда и сформулировать на него ответ. В противном случае, многие озвученные им вопросы останутся висеть в воздухе. Надеюсь, благодаря моей лекции внимание российских мусульман было привлечено к вышедшей книге, и они смогут ответить на нее столь же достойно, как и специалисты по истории и богословию христианства отвечали на критические исследования ранней христианской истории.
Поскольку лекция была прочитана мною не для специализированной аудитории, а для людей, мало знакомых с материалом, я читал ее в легком, разговорном тоне, что дает возможность не утрачивать внимания слушателей. Ни в коей мере я не хотел обидеть исповедующих ислам людей или оскорбить их религиозные чувства. Если такое все же произошло, это меня весьма и весьма огорчает.
Вместе с тем, я не могу также не огорчиться из-за той резкой, а зачастую и экстремистской реакции, которую я увидел на некоторых исламских сайтах, где грубые оскорбления в мой адрес перемежаются с неприкрытыми угрозами. Несомненно, во многом это является результатом тенденциозного и искаженного изложения моей лекции упомянутым выше Александром Степановым, доселе никому неизвестным (и фактически анонимного). Он-то и спровоцировал данный скандал, явно добиваясь усиления межрелигиозной напряженности. Сам почерк его поступков указывает на одну тоталитарную секту, от которой страдают в равной степени представители обеих наших религий. Подозреваю, что и самые экстремистские высказывания на сайтах были написаны не настоящими мусульманами, а подставными лицами из этой же самой секты. Цель у них одна – спровоцировать межрелигиозную рознь, чтобы наше внимание было отвлечено от подлинных проблем.
Уважаемый Нафигулла-Хазрат! Думаю, есть много недобрых сил, желающих посеять рознь между православными и мусульманами нашей страны, чтобы на фоне этой розни вырасти и укрепить свои позиции. Они действуют по принципу «разделяй и властвуй». Сейчас мы столкнулись именно с такой ситуацией. Надеюсь, мы сможем проявить достаточно мудрости и выдержки, чтобы не поддаться на очевидную провокацию наших общих врагов, стремящихся сделать все возможное, чтобы натравить нас друг на друга и помешать нашему созидательному труду.
Еще раз выражаю свои искренние сожаления в связи с тем, что намеренно искаженная интерпретация моих слов могла смутить или обидеть верующих мусульман нашей страны.
С уважением,
А. Л. Дворкин, доктор философии, кандидат богословия, профессор ПСТГУ
ИСТОЧНИК.
Комментариев нет:
Отправить комментарий