ДВИЖЕНИЕ КРЕЩЕНЫХ ТАТАР ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ В МУСУЛЬМАНСТВО
И. Габдуллин
Одним из заметных явлений в истории татарского народа в XIX – начале XX вв. является движение крещеных татар по возвращению в ислам. К началу XIX в. на территории Альметьевского края крещеные татары проживали в следующих селениях: Альметъево – 9 дворов "старокрещенов" (22 мужчины, 11 женщин), Абрамовка – 14 дворов "старокрещенов" (46 мужчин, 46 женщин), Калейкино – 45 дворов "старокрещенов" (91 мужчина, 90 женщин), Ильтень-Бута – 30 дворов "старокрещенов" (65 мужчин, 68 женщин), Нижнее Абдулове (Степановка) – 72 мужчин, 70 женщин новокрещенов, Старый Багряж-Елхово – 6 дворов новокрещенов (8 мужчин, 6 женщин)1.
Основная масса этих татар была окрещена в первой половине XVIII века. Так, в период между 1-й (1719 г.) и 2-й (1746–1747 гг.) ревизиями были окрещены служилые татары д. Акташ (ныне Русский Акташ), которые в 1727 г. после крещения были переведены в д. Калейкино. Новокрещены же дд. Нижнее Абдулове и Старый Багряж-Елхово (из тех же служилых татар) были окрещены в период действий в Поволжье Конторы новокрещенских дел в 1740–1750-е годы. На территории Альметьевского региона миссионеры побывали в начале 1740-х гг., когда были разрушены мечети в дд. Нижнее Абдулово и Старый Багряж-Елхово2. Повторно в регионе они появились на рубеже 1740–1750-х гг., в связи с разбирательствами дел по расследованию и наказанию виновных в подготовке вооруженных выступлений мусульманского населения против христианизации. Результат их деятельности в крае был обнадеживающим для церковных властей – в 1751 г. были окрещены служилые татары д. Добромыш и часть селений служилых татар Закамья3. Та же участь вскоре постигла часть служилых татар дд. Юсупкино, Нижнее Абдулове, Старый Багряж-Елхово.
Как известно, "новокрещеными" назывались те татары, которые были окрещены после учреждения Конторы новокрещенских дел, т.е. после 1734 года. "Старокрещены" же, что видно на примере татар д. Калейкино, были спасены "от магометанского нечестия до начала действий этой конторы.
Несмотря на все потуги церковных и царских властей в деле "просвещения инородцев" через крещение, эта политика дала слабые результаты. Чуждая религия, чуждый язык, вековая неприязнь к церковным и царским властям как к своим поработителям и колонизаторам не могли не сказаться на чувствах новой паствы православной церкви. По этой причине православными христианами они оставались в основном лишь для местных священников и царских властей. Принятие христианства татарами носило во многом формальный, поверхностный характер. Наряду с русскими именами, которыми их "награждали" приходские попы, новокрещены, как правило, носили и татарские имена. К примеру, Ларион Якимов (1826 г.р.) из д. Нижнее Абдулове значится и Идиятуллой Губейдуллиным4. Характеризуя альметьевских крещеных татар, приходской священник в своем докладе епископу Самарскому и Ставропольскому Феофилу пишет, что они "бросили православие так, что трудно отличить их от татар не только по внутреннему, но и внешнему образу их жизни... В какой дом ни войдешь, везде видна обстановка татарская, спросишь ли имя хозяина, он с трудом назовет себя и нередко другим именем, не говоря уже о их семейных. Крестов на себе не носят, креститься не умеют, говорить по-русски тоже, постов не соблюдают, едят лошадиное мясо, держат татарскую уразу, ходят в мечеть, одним словом не крещеные татары"5.
Провал политики насильственной христианизации в русле наметившейся внутренней государственной политики "просвещенного абсолютизма" привел к смягчению религиозного гнета над татарами-мусульманами. В 1773 г. был издан Указ о терпимости ко всем вероисповеданиям, в 1789 г. в Уфе было учреждено Оренбургское мусульманское духовное собрание, как орган управления мусульманскими делами. Было разрешено строительство мечетей и школ при них. Вся эта религиозная оттепель привела к росту национального и религиозного самосознания татар. Уже в начале XIX в. из 31 тыс. крещеных татар Казанской губернии 13,7 тыс. человек готово было возвратиться в ислам6. Возможно, такое же положение сложилось и в Оренбургской губернии. Православное духовенство не могло не оставить без внимания эти явления. Еще в 1829 г. в Самарском и Ставропольском уездах были учреждены миссии "для обращения язычников и магометан в христианство". В Мензелинском уезде подобная миссия была учреждена в 1840-х гг. в с. Новоникольск нынешнего Альметьевского района7. В 1851 г. такая же миссия была учреждена в Бугульминском и Бугурусланском уездах8.
С началом движения по возвращению крещеных татар в ислам, крещеные татары Альметьевского края не остались в стороне. Еще в 1811 – 1827 гг. большое количество крещеных татар Казанской и Нижегородской губерний "отпали" от православия, в т.ч. и соседнего с Мензелинским и Бугульминским уездами Чистопольского уезда. В 1845 г. крещеные татары д. Степановка (Нижнее Абдулово) Нижне-Абдуловской волости "открыто заявили себя магометанами и, без дозволения начальства, вздумали было строить себе мечеть"9. Но церковные и гражданские власти не хотели просто так отпускать своих прихожан и стали прибегать к насильственным мерам.
По поводу "татар-Вероотступников" дд. Чубуклы, Онбия, Верхние и Нижние Суксы, Нижнее Абдулово (Степановка), Тавлы-Дрюш и Кушнарат Мензелинского уезда в 1845 г. было начато расследование, которое было поручено приставам 3 и 4 станов уезда и мензелинскому земскому исправнику. Но степановские новокрещены "вместе со многими из магометан, собравшись толпою и вооружась кольями", учинили "неповиновение" местным властям. Несмотря на все "увещевания" и угрозы властей, степановские новокрещены, по словам дворянского заседателя Ильина, "решительно отказываются быть христианами"10. И хотя до конца 1850-х гг. власти не оставляли попыток вернуть степановских крестьян в лоно православной церкви, крестьяне дд. Степановка и Старый Багряж-Елхово числились в Нижнекармальском приходе Бугульминского уезда как татары "отступившие из правоверия"11.
В российском законодательстве было заложено строжайшее запрещение "отвлечения и отпадения от православия и христианства". Так, "отпадшие" лишались всех прав своего состояния, а домашнее "имение" бралось под опеку. "Совратитель" в нехристианскую веру также приговаривался к лишению всех прав состояния и к ссылке на каторжные работы от 8 до 10 лет12. На каторжные работы "совратителей" обычно ссылали в Сибирь, зачастую при этом окрестив самого нарушившего российское законодательство. Среди жителей Туруханского края в 1872 г. показан Ахмеров Арташ (по крещению Егор Никитин), загремевший в "места не столь отдаленные" за "подстрекательство крещеных татар к отпадению от православия". Среди ссыльно-поселенцев Ермаковской волости Енисейской губернии к 24 февраля 1892 г. значатся Габдрахман Мустахишев, Салим Габайдуллин (с. Ермаковское), Камалетдин Ахтямов, Хайбрахман Абдрахманов, Бекполат Дусюмбахтин, Емид Аклаев, Габидулла Салимов (д. Жеблахты)13.
Обычной практикой у царских и церковных властей по отношению к "отпавшим" из православия татарам являлось расселение наиболее непокорной их части среди русской или же давно исповедующей православие инородческой паствы. Так, в 1850-е гг. 14 семейств обратившихся из "православия в магометанство" государственных крестьян д. Тимашево Бугульминского уезда, было выслано на жительство в Тобольскую губернию14. Такого же рода меры были приняты по отношению к нижне-абдуловским и степановским новокрещенам, В 1849 г. "по Высочайшему повелению" часть жителей этих деревень была переселена в Кочердыковскую волость Челябинского уезда и в д. Сульча Бугульминского уезда. Но и на новом месте "татары не слушались увещеваний", оставаясь в мусульманской вере. Бывшие новокрещены дд. Нижнее Абдулово, Старый Багряж-Елхово, Беркета-Ключ и Степановка в 1866 г. подали прошение царю "об оказании им ... защиты от притеснений ... с целью обратить их в христианство"15. Прошения о переходе в "магометанство" были зафиксированы и от жителей дд. Альметьево и Абрамовка16. Так, жители д. Абрамовка в 1880 г. составили общественный приговор с ходатайством о переходе в ислам, которое осталось неудовлетворенным. Такое же прошение они подали в 1889 году. Вожаками крестьян выступили Николай Лукьянов и его сын Филипп. С того времени крестьяне Абрамовки совершенно "отстали от церкви, детей своих крестить многие не стали, новорожденных детей называли татарскими именами, для чего приглашали к себе...мулл, умерших хоронили...по татарскому обычаю, без гробов, держали "уразу", наконец главного вожака своего Филиппа Николаева избрали себе в муллы". Жители Абрамовки постепенно христианизировались лишь с построением церкви в соседней Васильевке. Здесь, в первую очередь, следует отметить деятельность местного священника Михаила Лобанова (из крещеных татар)17.
В условиях пореформенной России православная церковь уже практически не располагала никакими возможностями, кроме некоторых льгот и уговоров, для возвращения татар в православие.
Точных данных о численности вернувшихся из православия в ислам крещеных татар пока нет. Но, видимо, их численность была значительной. Только по Казанской губернии к 1896 г. "крещеных татар, отпавших в магометанство" насчитывалось 12188 человек18. Движение крещеных татар по возвращению в ислам продолжалось и позднее. К 1912 г. из числившихся в Самарской губернии 13129 крещеных татар 8491 считалось "отпавшими", в т.ч. по Бугульминскому уезду из 11519 крещеных татар "отпало" 691919. Согласно указу "Об укреплении начал веротерпимости", лица, исповедующие нехристианскую веру, могли быть, согласно их желанию, исключены из числа православных. Однако этот указ носил чисто декларативный характер и постулат о первенствующей роли православной церкви оставался незыблемым.
Среди факторов "отпадения от христианства" крещеных татар дореволюционные авторы и клерикальные круги считали "совместное сожительство" с мусульманами, религиозную пропаганду мусульманского духовенства20, номинальный характер крещения. Епископ Оренбургский и Уфимский Иоанникий в своем отношении Оренбургскому духовному магометанскому собранию в 1845 г. прямо обвиняет мусульманское духовенство "в вовлечении в свою веру" новокрещеных. Здесь же епископ пишет, что "новокрещеные, убеждаясь воэможностию такого отступления (то есть, возвращения в ислам – И.Г.), входят в Магометанское Духовное собрание с просьбами, испрашивая ходатайства на обращение их в магометанство, а магометанское же собрание не обращая подобные просьбы подателям, со внушением их противозаконности, делает по оным свои распоряжения21.
Но наиболее близким к истине, видимо, следует считать некоего М. Гребнева, который высказывает такое предположение: "не с самого ли момента присоединения к православию татар эти последние стали обнаруживать попытки – возвратиться к вере своих предков – магометанству, от которого они скорее всего силою были оторваны"22.
Примечания:
1 РГАДА- Ф.1355. Оп.1 Д.1874. Лл.158об, 280об; Д.1879. Лл.255об. ЗЗ6об. 337об.
2 Там же. Ф.248. Оп.14. Кн.803. Лл.104об, 115об.
3 Там же. Ф.350. Оп.2. Д.1208. Лл.421-424.
4 ЦГИА РБ. Ф.И-295. Оп. З. Д.4156. Л.51.
5 ГАСО. Ф.32. Оп.1. Д.1862. Л.1.
6.Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены: историко-этнографическое исследование. – М., 1977. – С.18.
7.Список населенных мест по сведениям 1870 года. Уфимская губерния. - СПб, 1877. - C.CXVIII.
8.Самарские епархиальные ведомости. – 1867. – №4. - С.97.
9.Уфимские епархиальные ведомости (УЕВ). – 1901. - №17. - С.1050.
10 ГАОО. Ф.6. Оп.6. Д12427а. Лл.1-1об. 5об.
11 ГАСО. Ф.32. Оп.20. Д.15. Лл.15, 52об.
12 РГИА. Ф.821. Оп.10. Д.256. Лл.85, 86об.
13 ККГА (Красноярский край). Ф.160. Оп.1. Д.2959. Лл.37-38об; Ф.675. Оп.1. Д.4. Лл.164об-165.
14 ГАСО. Ф.1. Оп.8. Д.2324. Л.2.
15 УЕВ. 1901. - №17. - Сс.1049, 1054, 1055.
16 ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.5981. Лл.1, 2; ОР ИЯЛИ (Казань). Ф.95. Оп.1. Д.132. Л.12об.
17.Самарские епархиальные ведомости. – 1898. - 15 нояб. - №22. - С.1048-1051.
18.Известия по Казанской епархии. – 1896. – № 8. - С.210.
19.Никольский И.В. Наиболее важные статистические сведения об инородцах Восточной России и Западной Сибири подверженных влиянию ислама. – Казань, 1912. - С.36-37.
20.Матвеев С.М. О крещеных инородцах Уфимской епархии. – Уфа, 1910. – С.22–23; Рыбаков С. Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии. – СПб., 1900. - С.10-11.
21 ЦГИА РБ. Ф.И-295. Оп.З. Д.2020. Л.2-2об.
22 УЕВ. 1901 - №17. - С.1056.
ИСТОЧНИК.
И. Габдуллин
Одним из заметных явлений в истории татарского народа в XIX – начале XX вв. является движение крещеных татар по возвращению в ислам. К началу XIX в. на территории Альметьевского края крещеные татары проживали в следующих селениях: Альметъево – 9 дворов "старокрещенов" (22 мужчины, 11 женщин), Абрамовка – 14 дворов "старокрещенов" (46 мужчин, 46 женщин), Калейкино – 45 дворов "старокрещенов" (91 мужчина, 90 женщин), Ильтень-Бута – 30 дворов "старокрещенов" (65 мужчин, 68 женщин), Нижнее Абдулове (Степановка) – 72 мужчин, 70 женщин новокрещенов, Старый Багряж-Елхово – 6 дворов новокрещенов (8 мужчин, 6 женщин)1.
Основная масса этих татар была окрещена в первой половине XVIII века. Так, в период между 1-й (1719 г.) и 2-й (1746–1747 гг.) ревизиями были окрещены служилые татары д. Акташ (ныне Русский Акташ), которые в 1727 г. после крещения были переведены в д. Калейкино. Новокрещены же дд. Нижнее Абдулове и Старый Багряж-Елхово (из тех же служилых татар) были окрещены в период действий в Поволжье Конторы новокрещенских дел в 1740–1750-е годы. На территории Альметьевского региона миссионеры побывали в начале 1740-х гг., когда были разрушены мечети в дд. Нижнее Абдулово и Старый Багряж-Елхово2. Повторно в регионе они появились на рубеже 1740–1750-х гг., в связи с разбирательствами дел по расследованию и наказанию виновных в подготовке вооруженных выступлений мусульманского населения против христианизации. Результат их деятельности в крае был обнадеживающим для церковных властей – в 1751 г. были окрещены служилые татары д. Добромыш и часть селений служилых татар Закамья3. Та же участь вскоре постигла часть служилых татар дд. Юсупкино, Нижнее Абдулове, Старый Багряж-Елхово.
Как известно, "новокрещеными" назывались те татары, которые были окрещены после учреждения Конторы новокрещенских дел, т.е. после 1734 года. "Старокрещены" же, что видно на примере татар д. Калейкино, были спасены "от магометанского нечестия до начала действий этой конторы.
Несмотря на все потуги церковных и царских властей в деле "просвещения инородцев" через крещение, эта политика дала слабые результаты. Чуждая религия, чуждый язык, вековая неприязнь к церковным и царским властям как к своим поработителям и колонизаторам не могли не сказаться на чувствах новой паствы православной церкви. По этой причине православными христианами они оставались в основном лишь для местных священников и царских властей. Принятие христианства татарами носило во многом формальный, поверхностный характер. Наряду с русскими именами, которыми их "награждали" приходские попы, новокрещены, как правило, носили и татарские имена. К примеру, Ларион Якимов (1826 г.р.) из д. Нижнее Абдулове значится и Идиятуллой Губейдуллиным4. Характеризуя альметьевских крещеных татар, приходской священник в своем докладе епископу Самарскому и Ставропольскому Феофилу пишет, что они "бросили православие так, что трудно отличить их от татар не только по внутреннему, но и внешнему образу их жизни... В какой дом ни войдешь, везде видна обстановка татарская, спросишь ли имя хозяина, он с трудом назовет себя и нередко другим именем, не говоря уже о их семейных. Крестов на себе не носят, креститься не умеют, говорить по-русски тоже, постов не соблюдают, едят лошадиное мясо, держат татарскую уразу, ходят в мечеть, одним словом не крещеные татары"5.
Провал политики насильственной христианизации в русле наметившейся внутренней государственной политики "просвещенного абсолютизма" привел к смягчению религиозного гнета над татарами-мусульманами. В 1773 г. был издан Указ о терпимости ко всем вероисповеданиям, в 1789 г. в Уфе было учреждено Оренбургское мусульманское духовное собрание, как орган управления мусульманскими делами. Было разрешено строительство мечетей и школ при них. Вся эта религиозная оттепель привела к росту национального и религиозного самосознания татар. Уже в начале XIX в. из 31 тыс. крещеных татар Казанской губернии 13,7 тыс. человек готово было возвратиться в ислам6. Возможно, такое же положение сложилось и в Оренбургской губернии. Православное духовенство не могло не оставить без внимания эти явления. Еще в 1829 г. в Самарском и Ставропольском уездах были учреждены миссии "для обращения язычников и магометан в христианство". В Мензелинском уезде подобная миссия была учреждена в 1840-х гг. в с. Новоникольск нынешнего Альметьевского района7. В 1851 г. такая же миссия была учреждена в Бугульминском и Бугурусланском уездах8.
С началом движения по возвращению крещеных татар в ислам, крещеные татары Альметьевского края не остались в стороне. Еще в 1811 – 1827 гг. большое количество крещеных татар Казанской и Нижегородской губерний "отпали" от православия, в т.ч. и соседнего с Мензелинским и Бугульминским уездами Чистопольского уезда. В 1845 г. крещеные татары д. Степановка (Нижнее Абдулово) Нижне-Абдуловской волости "открыто заявили себя магометанами и, без дозволения начальства, вздумали было строить себе мечеть"9. Но церковные и гражданские власти не хотели просто так отпускать своих прихожан и стали прибегать к насильственным мерам.
По поводу "татар-Вероотступников" дд. Чубуклы, Онбия, Верхние и Нижние Суксы, Нижнее Абдулово (Степановка), Тавлы-Дрюш и Кушнарат Мензелинского уезда в 1845 г. было начато расследование, которое было поручено приставам 3 и 4 станов уезда и мензелинскому земскому исправнику. Но степановские новокрещены "вместе со многими из магометан, собравшись толпою и вооружась кольями", учинили "неповиновение" местным властям. Несмотря на все "увещевания" и угрозы властей, степановские новокрещены, по словам дворянского заседателя Ильина, "решительно отказываются быть христианами"10. И хотя до конца 1850-х гг. власти не оставляли попыток вернуть степановских крестьян в лоно православной церкви, крестьяне дд. Степановка и Старый Багряж-Елхово числились в Нижнекармальском приходе Бугульминского уезда как татары "отступившие из правоверия"11.
В российском законодательстве было заложено строжайшее запрещение "отвлечения и отпадения от православия и христианства". Так, "отпадшие" лишались всех прав своего состояния, а домашнее "имение" бралось под опеку. "Совратитель" в нехристианскую веру также приговаривался к лишению всех прав состояния и к ссылке на каторжные работы от 8 до 10 лет12. На каторжные работы "совратителей" обычно ссылали в Сибирь, зачастую при этом окрестив самого нарушившего российское законодательство. Среди жителей Туруханского края в 1872 г. показан Ахмеров Арташ (по крещению Егор Никитин), загремевший в "места не столь отдаленные" за "подстрекательство крещеных татар к отпадению от православия". Среди ссыльно-поселенцев Ермаковской волости Енисейской губернии к 24 февраля 1892 г. значатся Габдрахман Мустахишев, Салим Габайдуллин (с. Ермаковское), Камалетдин Ахтямов, Хайбрахман Абдрахманов, Бекполат Дусюмбахтин, Емид Аклаев, Габидулла Салимов (д. Жеблахты)13.
Обычной практикой у царских и церковных властей по отношению к "отпавшим" из православия татарам являлось расселение наиболее непокорной их части среди русской или же давно исповедующей православие инородческой паствы. Так, в 1850-е гг. 14 семейств обратившихся из "православия в магометанство" государственных крестьян д. Тимашево Бугульминского уезда, было выслано на жительство в Тобольскую губернию14. Такого же рода меры были приняты по отношению к нижне-абдуловским и степановским новокрещенам, В 1849 г. "по Высочайшему повелению" часть жителей этих деревень была переселена в Кочердыковскую волость Челябинского уезда и в д. Сульча Бугульминского уезда. Но и на новом месте "татары не слушались увещеваний", оставаясь в мусульманской вере. Бывшие новокрещены дд. Нижнее Абдулово, Старый Багряж-Елхово, Беркета-Ключ и Степановка в 1866 г. подали прошение царю "об оказании им ... защиты от притеснений ... с целью обратить их в христианство"15. Прошения о переходе в "магометанство" были зафиксированы и от жителей дд. Альметьево и Абрамовка16. Так, жители д. Абрамовка в 1880 г. составили общественный приговор с ходатайством о переходе в ислам, которое осталось неудовлетворенным. Такое же прошение они подали в 1889 году. Вожаками крестьян выступили Николай Лукьянов и его сын Филипп. С того времени крестьяне Абрамовки совершенно "отстали от церкви, детей своих крестить многие не стали, новорожденных детей называли татарскими именами, для чего приглашали к себе...мулл, умерших хоронили...по татарскому обычаю, без гробов, держали "уразу", наконец главного вожака своего Филиппа Николаева избрали себе в муллы". Жители Абрамовки постепенно христианизировались лишь с построением церкви в соседней Васильевке. Здесь, в первую очередь, следует отметить деятельность местного священника Михаила Лобанова (из крещеных татар)17.
В условиях пореформенной России православная церковь уже практически не располагала никакими возможностями, кроме некоторых льгот и уговоров, для возвращения татар в православие.
Точных данных о численности вернувшихся из православия в ислам крещеных татар пока нет. Но, видимо, их численность была значительной. Только по Казанской губернии к 1896 г. "крещеных татар, отпавших в магометанство" насчитывалось 12188 человек18. Движение крещеных татар по возвращению в ислам продолжалось и позднее. К 1912 г. из числившихся в Самарской губернии 13129 крещеных татар 8491 считалось "отпавшими", в т.ч. по Бугульминскому уезду из 11519 крещеных татар "отпало" 691919. Согласно указу "Об укреплении начал веротерпимости", лица, исповедующие нехристианскую веру, могли быть, согласно их желанию, исключены из числа православных. Однако этот указ носил чисто декларативный характер и постулат о первенствующей роли православной церкви оставался незыблемым.
Среди факторов "отпадения от христианства" крещеных татар дореволюционные авторы и клерикальные круги считали "совместное сожительство" с мусульманами, религиозную пропаганду мусульманского духовенства20, номинальный характер крещения. Епископ Оренбургский и Уфимский Иоанникий в своем отношении Оренбургскому духовному магометанскому собранию в 1845 г. прямо обвиняет мусульманское духовенство "в вовлечении в свою веру" новокрещеных. Здесь же епископ пишет, что "новокрещеные, убеждаясь воэможностию такого отступления (то есть, возвращения в ислам – И.Г.), входят в Магометанское Духовное собрание с просьбами, испрашивая ходатайства на обращение их в магометанство, а магометанское же собрание не обращая подобные просьбы подателям, со внушением их противозаконности, делает по оным свои распоряжения21.
Но наиболее близким к истине, видимо, следует считать некоего М. Гребнева, который высказывает такое предположение: "не с самого ли момента присоединения к православию татар эти последние стали обнаруживать попытки – возвратиться к вере своих предков – магометанству, от которого они скорее всего силою были оторваны"22.
Примечания:
1 РГАДА- Ф.1355. Оп.1 Д.1874. Лл.158об, 280об; Д.1879. Лл.255об. ЗЗ6об. 337об.
2 Там же. Ф.248. Оп.14. Кн.803. Лл.104об, 115об.
3 Там же. Ф.350. Оп.2. Д.1208. Лл.421-424.
4 ЦГИА РБ. Ф.И-295. Оп. З. Д.4156. Л.51.
5 ГАСО. Ф.32. Оп.1. Д.1862. Л.1.
6.Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены: историко-этнографическое исследование. – М., 1977. – С.18.
7.Список населенных мест по сведениям 1870 года. Уфимская губерния. - СПб, 1877. - C.CXVIII.
8.Самарские епархиальные ведомости. – 1867. – №4. - С.97.
9.Уфимские епархиальные ведомости (УЕВ). – 1901. - №17. - С.1050.
10 ГАОО. Ф.6. Оп.6. Д12427а. Лл.1-1об. 5об.
11 ГАСО. Ф.32. Оп.20. Д.15. Лл.15, 52об.
12 РГИА. Ф.821. Оп.10. Д.256. Лл.85, 86об.
13 ККГА (Красноярский край). Ф.160. Оп.1. Д.2959. Лл.37-38об; Ф.675. Оп.1. Д.4. Лл.164об-165.
14 ГАСО. Ф.1. Оп.8. Д.2324. Л.2.
15 УЕВ. 1901. - №17. - Сс.1049, 1054, 1055.
16 ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.5981. Лл.1, 2; ОР ИЯЛИ (Казань). Ф.95. Оп.1. Д.132. Л.12об.
17.Самарские епархиальные ведомости. – 1898. - 15 нояб. - №22. - С.1048-1051.
18.Известия по Казанской епархии. – 1896. – № 8. - С.210.
19.Никольский И.В. Наиболее важные статистические сведения об инородцах Восточной России и Западной Сибири подверженных влиянию ислама. – Казань, 1912. - С.36-37.
20.Матвеев С.М. О крещеных инородцах Уфимской епархии. – Уфа, 1910. – С.22–23; Рыбаков С. Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии. – СПб., 1900. - С.10-11.
21 ЦГИА РБ. Ф.И-295. Оп.З. Д.2020. Л.2-2об.
22 УЕВ. 1901 - №17. - С.1056.
ИСТОЧНИК.
Комментариев нет:
Отправить комментарий